Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиАссоциация выпускниковМихаил Вольфсон: «Преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным!»

Михаил Вольфсон: «Преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным!»

20 апреля 2022
Михаил Вольфсон: «Преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным!»

В этом году Михаил Вольфсон, заведующий кафедрой бизнес-информатики СПбГУТ, отметит «30-летие с университетом». В 1992-м он поступил сюда учиться, после чего прошёл длинный путь – от работы в приёмной комиссии и административной деятельности до преподавания, научной работы и руководства выпускающей кафедрой.

В интервью для проекта «Полчаса с выпускником» Михаил Борисович рассказывает о себе и об университете, сравнивает сегодняшних студентов с ребятами своего времени и объясняет, почему преподаватели так любят свою работу.

– Как вы попали в «Бонч» и почему выбрали экономическую специальность?

– Сложный был путь. В 1991 году, как известно, страна распалась. Был подъём бизнеса, на рынок пришли международные компании, появился спрос на менеджеров, управленцев, которых, в общем, практически нигде не готовили. И вдруг совершенно неожиданно в техническом вузе открывается управленческо-экономический факультет [факультет экономики и управления, сейчас ЦЭУБИ]. По-моему, «Бонч» был первым техническим вузом, в котором появилась экономика – причём не просто экономика, как это было в Финэке и Инжеконе [сейчас СПбГЭУ], а именно менеджмент. Я в 91-м году пришёл на подготовительные курсы, а через год поступил.

Почему именно «Бонч»? В конце 1980-х отрасль связи была не слишком популярна, и конкурс в «Бонч» был достаточно низким, вуз тогда сильно не котировался. А в начале 1990-х начался резкий подъём отрасли, стали появляться первые компьютеры, интернет, чуть позже – мобильная связь. Связь стала самой модной отраслью! И Юрий Вазгенович Арзуманян, основатель нашего факультета, а сейчас доцент нашей кафедры, был, конечно, провидцем. Он создал такой факультет, который давал и современные знания в области менеджмента и экономики, и всю специфику отрасли. Нам давали все виды связи – от телефонной до почтовой. Мы могли спокойно пойти работать в любую телекоммуникационную компанию. Вот поэтому я выбрал «Бонч», о чём не жалею!

– Вы «знакомы» с университетом с 1992 года: учились здесь, защитили кандидатскую диссертацию, продолжаете работать. «Бонч» для вас – он какой? Как он изменился за 30 лет?

– Да, в этом году у меня юбилей – 30 лет в «Бонче»!.. Время пролетело довольно незаметно и быстро. Вроде бы только что студенческая скамья, аспирантура, преподавательская деятельность, потом замдеканство – сначала я был замдекана по параллельному образованию, потом замдекана по учебной работе всего факультета. Сейчас я решил отойти от административной работы и остановиться на заведовании кафедрой и преподавательской деятельности. Мне повезло – я смог посмотреть на «Бонч» и всё, что здесь происходит, со всех сторон. И как тот, кто тут учился, и как тот, кто преподаёт, и даже как тот, кто отчисляет – и такое было!

«Бонч», конечно, изменился. Наверное, об этом лучше сказал бы человек, который работал здесь больше меня, лет 50. Но и за 30 лет многое изменилось. Если в момент моего поступления конкурс был не таким высоким, то сейчас «Бонч» – это один из самых престижных вузов города. Насколько мне известно, он лидирует среди всех отраслевых вузов связи страны.

Вуз стал существенно масштабнее, на мой взгляд. Появилось много новых направлений подготовки, намного увеличилось количество студентов по всем формам обучения. Появилось много новых интересных активностей, кроме традиционной учебной и научной деятельности, много разноплановых внеучебных направлений для студентов и преподавателей – и спортивных, и творческих. Появился новый учебный корпус, а привычный нам корпус на проспекте Большевиков, в котором мы учились, обрёл совершенно новый вид и содержание.

«Бонч» – это живой организм, и, на мой взгляд, он растёт и эволюционирует в правильном направлении. И при всём этом масштабировании, расширении ему удалось не потерять главное – преемственность поколений, передачу опыта от старшего к младшему. Бренд «Бонча», мне кажется, удалось сохранить и приумножить.

– Отлично! Вы упомянули активности для преподавателей. Вы участвуете в каких-то соревнованиях?

– Я там как раз меньше всех участвую, а больше коллег подталкиваю к этому. У нас многие преподаватели участвуют в соревнованиях: теннис, шахматы, шашки, боулинг. А я как-то не сильно спортивный! (смеётся).

– А вы себя не чувствуете немножко оторванными, отрезанными от «Дыбенко»? Вы же всё время работаете на Мойке, 65 [в корпусе факультета ЦЭУБИ]?

– В основном, да, хотя в этом семестре у меня каждую неделю есть занятия на проспекте Большевиков. Лекции на большие потоки проходят там, а на Мойке, 65, к сожалению, нет больших аудиторий. «Оторванными» наши преподаватели себя точно не считают. Мы настолько любим свою Мойку, что ни на что её не променяем. И мы были очень счастливы, что нас тут оставили.

Конечно, есть контраст между инновационным зданием на Большевиков и таким локальным, небольшим зданием у нас на Мойке, 65. Но и студенты наши тоже счастливы, что они на Мойке. Ты выходишь из «Бонча» в центр города, и вокруг тебя всё: музеи, театры, кино, всё что угодно. Я 30 лет хожу по одному маршруту: выхожу из метро «Канал Грибоедова», иду мимо Казанского собора по Невскому проспекту, по Мойке и уже многих красот даже не замечаю. «Дыбенко» – это тоже, наверное, хорошо, но нам Мойка как-то ближе!

– Что из вашей студенческой жизни запомнилось вам ярче всего?

– Я помню некоторые эмоциональные ощущения. Например, 1992 год, мы пришли на первое занятие в вуз. Надо напомнить, что мы выпускники советской школы – такой традиционной, правильной. Мы приходим на первое занятие, и у нас вдруг начинаются деловые игры. Преподаватель просит называть его по имени и начинает проводить с нами психологические тренинги, игры. Для нас это было если не шоком, то чем-то очень непривычным, неожиданным. И это осталось буквально до сегодняшнего дня – заложенные тогда традиции. Когда спрашиваешь у выпускников, что им больше всего запомнилось, они вспоминают деловые игры, знакомства и тренинги с первого курса.

Большинство преподавателей, которые вели у нас занятия, прошли стажировки в американских вузах и использовали их методики и материалы. Они давали нам менеджмент по самым современным материалам. Это запомнилось, и мы ценим это очень сильно.

Многие преподаватели продолжают работать и сейчас. Это профессор Александр Дмитриевич Сотников [декан факультета ЦЭУБИ], который преподавал нам информатику и привил мне интерес к информационным технологиям. Если бы не он, то, наверное, моя карьера сложилась бы совершенно иначе. Это Виктор Иванович Котов, основатель кафедры УМСЭС, который вёл у нас дисциплины по современному менеджменту, проводил тренинги и всё остальное. Это мой научный руководитель Ариан Арианович Захаров, который был у меня и дипломным руководителем, и руководителем кандидатской диссертации. И многие другие. К сожалению, некоторых нет в живых, кто-то уже не работает – вышел на пенсию. Я надеюсь, что взял у преподавателей самое лучшее и теперь передаю это студентам!

– Продолжаете ли вы общаться с однокурсниками?

– Да, конечно. Мы встречаемся регулярно, раз в несколько лет – если не целая группа, то две трети. У нас многие уехали в Москву – на встречи они приезжают из Москвы, а кто-то из-за границы. А уж в соцсетях и мессенджерах мы постоянно общаемся, друг друга поздравляем с днём рождения. Я уже отучил несколько детей своих одногруппников.

Несколько моих одногруппников сейчас работает в нашем университете, между прочим. Кто-то из выпуска даже выступал перед нашими студентами, рассказывал о своей работе. Так что обязательно поддерживаем связи, конечно!

– Как вы считаете, похожи ли нынешние студенты на студентов вашего поколения?

– Трудно однозначно ответить – вопрос сложный, и его много кто обсуждает. Те, кто прошёл советскую школу, обладали, на мой взгляд, большим кругозором. Мы читали разноплановую литературу, нас учили писать сочинения, мы обсуждали и анализировали книги. Со студентами, выпускниками тех лет, можно было говорить на любые темы. У многих были способности к аналитическому, системному мышлению, люди могли связывать фрагменты информации из разных дисциплин в единое целое. Студентам было легче писать научные статьи, они грамотно излагали свои мысли на бумаге.

Современные студенты во многом это потеряли. Они неплохо умеют работать с разными источниками информации, но интернет, конечно, сделал своё и благое, и «не благое» дело. Сейчас у ребят есть сложности с тем, чтобы увязывать одно с другим, анализировать, излагать свои мысли письменном виде, и это не только грамотность. Привычка писать в чатах, мессенджерах, к сожалению, повлияла на то, что студентам бывает сложно написать статью, диплом, ещё что-то. С изложением мыслей большая проблема!

Но сегодня у ребят есть и явные плюсы, которых не было у нашего поколения. Они более активны, у них больше возможностей для самовыражения. Как мне кажется, им удачно и гармонично удаётся сочетать учебную и внеучебную деятельность, работу, творчество. Раньше на старших курсах единицы из нас устраивались на работу, а сейчас практически все студенты начинают работать со второго-третьего курса. При этом у них куча возможностей, которые предоставляет вуз – и творческие, и спортивные проекты. И большинство студентов довольно удачно балансирует – в этом отношении им можно только позавидовать!

Может быть, сегодня у многих студентов нет авторитетов, которые были у выпускников «старой закалки». Может быть, и это тоже хорошо, не знаю. Мне нравится со студентами работать! И раньше, и сейчас.

– Спасибо, очень содержательно! А как вы начали работать в университете?

– Я начал работать в вузе не с кафедры, а с должности помощника ответственного секретаря приёмной комиссии университета, и параллельно поступил в аспирантуру. В 2000 году у нас образовалась кафедра информационных технологий в экономике [сейчас кафедра бизнес-информатики], и я стал работать на этой кафедре в качестве ассистента. После этого моя преподавательская деятельность не прерывалась. Это было довольно естественное развитие событий, не какое-то спонтанное решение.

– Что вам нравится в вашей работе больше всего? Вы сказали, что вам нравится работать со студентами.

– Да, и это искренне. Я общаюсь со многими людьми и часто слышу: «Ой, завтра понедельник, опять идти на работу!» – и это произносят если не с ужасом, то с явным неудовольствием… А я, как и многие мои коллеги, иду на работу с радостью! Отпуск заканчивается – наконец первое сентября, опять встретимся со студентами! То есть вот лично для меня преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным! Это мне доставляет удовольствие. Как сказал один мой старший коллега, которого я могу называть своим учителем: «Как только ты почувствуешь, что перестал получать удовольствие от похода к студентам, пиши заявление и увольняйся. Потому что это будет в тягость и тебе, и им».

Пока чувство удовлетворения от работы у тебя есть, всё хорошо. И у меня вот это удовольствие есть! Говорят, что хороший преподаватель – это кто-то сродни актёру. Каждое занятие – это выступление на сцене, причём всегда не похожее на другое. Это зависит от настроя аудитории, от твоего личного настроения, от погоды за окном. Всё, что угодно, может повлиять! Выступление на сцене – это крайне творческий процесс, а не какое-то скучное, из раза в раз повторяющееся занятие. Если тебе удаётся увлечь студенческую аудиторию, то ты получаешь не меньше, чем отдаёшь. Мы подпитываемся от студентов – это своего рода «вампиризм». Как любой актёр, ты выступаешь на сцене, и идёт обмен энергией. И вот здесь у хорошего преподавателя всё происходит как у актера, один в один!

Кажется, что преподаватель и студент – это одностороння связь, но это в корне неправильно. Я узнаю от студентов очень много нового. Вопросы, которые они мне задают, заставляют меня интеллектуально поддерживать себя в тонусе. Постоянно узнавать что-то новое, интересоваться новациями в своей сфере, обновлять содержание своих дисциплин, чтобы не получилось, что ты знаешь больше студента на одну новую страницу учебника.

Многие говорят, что преподаватели молодо себя ощущают. Это за счёт студентов, которые не дают возможности расслабиться! Ты постоянно в контакте и должен знать не только свой предмет, но и всё, что вокруг него. Со студентами ты узнаёшь, чем они живут, как общаются, чем увлекаются. Так что для меня самое главное – это взаимодействие со студентами. Именно поэтому я и не выбрал административный вектор работы, а остался преподавать, хотя уйти на административную работу мне предлагали неоднократно.

И похвастаюсь: у нас каждый год вручаются грамоты от студентов лучшим преподавателям. У меня на стенке висят уже три грамоты!

– Это тоже признание, это приятно!.. Судя по фотоальбомам ВКонтакте, вы большой любитель путешествий: вы были во Франции, Германии, Испании, Чехии и других странах. Как и где вы отдыхаете в последние два года? Есть ли у вас хобби, о котором знает только круг ваших близких?

– Сейчас за границу попасть довольно сложно, так что надо осваивать российские территории. Два раза в год со студентами под руководством Александра Владимировича Мешкова, заведующего кафедрой УМСЭС, мы путешествуем по ближайшим окрестностям: Карелия, Псков, Великий Новгород, Ладога и так далее. Сейчас опять собираемся в поездку в мае.

Сам по России я тоже езжу: Калининград, Нижний Новгород, Валаам, Казань – из последнего, что помню. А по поводу хобби – многие знают, что я играю в сёги – японские шахматы. Я играю уже более 20 лет, правда, в последнее время всё больше в интернете, на соревнования ездить нет времени.

– А что вас там привлекает?

– Интерес, азарт. И это интеллектуальная многовариантная игра, пронизанная японской культурой. Общаешься с японцами, узнаёшь много интересного про Японию.

– А в Японии вы не были?

– К сожалению, не был. Когда звали, не сложилось, а сейчас пока не получается.

– Получается, вы часто играет в сёги в онлайне.

– Есть онлайн-турниры, я играю там. А раньше мы постоянно ездили на соревнования в разные города. У нас есть российская федерация сёги, есть петербургский клуб. Это довольно развито в России. Кстати, лидерами сёги в Европе являются белорусы. Между прочим, выпускник нашего факультета Виктор Запара был чемпионом Европы и вице-чемпионом мира по сёги. У нас был общий учитель, а потом он поступил ко мне на факультет и защищал у меня диплом.

– А вы считали, сколько дипломников у вас было за эти годы?

– Всего 240! Сейчас летом у меня будет 8 дипломников.

– Михаил Борисович, ваши пожелания университету телекоммуникаций, его студентам, преподавателям, выпускникам?

– Хотелось бы пожелать, чтобы каждый выпускник нашего университета вспоминал свои студенческие годы с долей теплоты. А вуз сохранял свои многолетние традиции, добивался бы ещё более высокого рейтинга и новых многообещающих перспектив!

– Спасибо большое!

Михаил Вольфсон: «Преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным!»Михаил Вольфсон: «Преподавательская деятельность – это возможность сочетать приятное с полезным!»

Материал подготовлен УМиР

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
8
Поделиться:
Другие новости
Ректор СПбГУТ получил благодарность Росприроднадзора за поддержку экопремии 19 апреля Ректор СПбГУТ получил благодарность Росприроднадзора за поддержку экопремии СПбГУТ принял участие в форуме по управлению интернетом RIGF 2024 18 апреля СПбГУТ принял участие в форуме по управлению интернетом RIGF 2024 Дневник Спартакиады «Здоровье – 2024»: шахматы и стрельба 18 апреля Дневник Спартакиады «Здоровье – 2024»: шахматы и стрельба Отдел аспирантуры и докторантуры провёл День открытых дверей 18 апреля Отдел аспирантуры и докторантуры провёл День открытых дверей Команда СПбКТ – призёр «Космического квиза» 18 апреля Команда СПбКТ – призёр «Космического квиза» В СПбГУТ прошёл учёный совет в честь 5-летия института магистратуры 17 апреля В СПбГУТ прошёл учёный совет в честь 5-летия института магистратуры Камерный хор "Cantares" СПбГУТ – лауреат всероссийского конкурса вокалистов 17 апреля Камерный хор "Cantares" СПбГУТ – лауреат всероссийского конкурса вокалистов «"Бонч" говорит на множестве языков»: итоги Недели иностранных языков 16 апреля «"Бонч" говорит на множестве языков»: итоги Недели иностранных языков Иностранные студенты СПбГУТ узнали историю освоения космоса 16 апреля Иностранные студенты СПбГУТ узнали историю освоения космоса СПбКТ – в числе призёров конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях» 16 апреля СПбКТ – в числе призёров конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях» В СПбГУТ подвели итоги участия в «Демо-дне» ИЦК «Спутниковая связь» 15 апреля В СПбГУТ подвели итоги участия в «Демо-дне» ИЦК «Спутниковая связь» Работники СПбГУТ метнули дротики на Спартакиаде «Здоровье» 15 апреля Работники СПбГУТ метнули дротики на Спартакиаде «Здоровье» Доцент кафедры ИКС выступила с докладом на симпозиуме СПбГУ 15 апреля Доцент кафедры ИКС выступила с докладом на симпозиуме СПбГУ Студентка факультета ЦЭУБИ выступит в финале конкурса «Качество будущего» 15 апреля Студентка факультета ЦЭУБИ выступит в финале конкурса «Качество будущего» 13 апреля – 90 лет со дня завершения операции по спасению «челюскинцев» 12 апреля 13 апреля – 90 лет со дня завершения операции по спасению «челюскинцев» Определён новый состав Сообщества иностранных студентов СПбГУТ 12 апреля Определён новый состав Сообщества иностранных студентов СПбГУТ Студенты СПбГУТ померились силами в шахматах 12 апреля Студенты СПбГУТ померились силами в шахматах В СПбГУТ прошла новая встреча международного студенческого клуба «Сигнал» 12 апреля В СПбГУТ прошла новая встреча международного студенческого клуба «Сигнал» С Днём космонавтики! 12 апреля С Днём космонавтики! Институту магистратуры СПбГУТ – 5 лет! 12 апреля Институту магистратуры СПбГУТ – 5 лет!