Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиОбщественная жизньМихаил Александрович Бонч-Бруевич: педагог, вдохновлённый наукой

Михаил Александрович Бонч-Бруевич: педагог, вдохновлённый наукой

6 июня 2025
Михаил Александрович Бонч-Бруевич: педагог, вдохновлённый наукой

8 июня 1940 года Ленинградскому электротехническому институту связи (сейчас — СПбГУТ) было присвоено имя профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича. В материале рассказываем о его важной роли в жизни института и о нём, как о профессиональном преподавателе.

Михаил Александрович Бонч-Бруевич — выдающийся учёный и педагог, посвятивший свою жизнь не только научным исследованиям, но и подготовке нового поколения инженеров.

С ранних лет Михаил Александрович был влюблён в науку, чему поспособствовали родители, разглядевшие в маленьком мальчике талант. Несмотря на скромный достаток, отец поддерживал увлечения сына, видя его неподдельный интерес к знаниям. Во дворе их семейного домика была обустроена настоящая лаборатория, где юный Михаил вместе с братьями проводил опыты, используя химикаты, приобретённые отцом в аптеке. Однако, кладом знаний для Михаила Александровича были книги и журналы, открывавшие ему мир таинственных лучей, волн и телеграфа.

В гимназические годы Михаил проявил серьёзное отношение к учёбе. Поступив в Николаевское инженерное училище, он встретил преподавателя физики В. К. Лебединского, который оказал значительное влияние на его становление как учёного и педагога. Прощаясь с Михаилом перед его отправкой на службу в Иркутск, Лебединский напутствовал его словами, ставшими пророческими: «Три года промелькнут быстро, набирайтесь опыта и знаний, а потом — в Петербург. Думаю, что Вам будет вполне по зубам Электротехническая школа». Так, талантливый радиоинженер последовал за своим учителем в неизведанную «страну радио».

В 1912 году Бонч-Бруевич вернулся в Петербург: Электротехническая школа действительно покорилась его таланту. В этот период он написал свою первую научную работу, посвящённую искровому разряду, которая была отмечена премией Ф. Ф. Петрушевского. По рекомендации Лебединского Михаил Александрович был принят в члены Русского технического общества, что стало началом его плодотворной научной деятельности.

В 1918 году Михаил Александрович был переведён из Твери в Нижний Новгород, где проявил себя не только как талантливый инженер, но и как педагог. Он читал публичные лекции и преподавал в Нижегородском университете. Уже в 1921 году он был избран профессором кафедры радиотехники.

Бонч-Бруевичу приходилось совмещать преподавание с исследовательской работой, строительством и экспериментами, ведь радиостанций с лампами водяного охлаждения, разработанными им, в мире ещё не существовало.

Во время работы на Центральной радиостанции в Москве профессор М.В. Шулейкин привлёк Михаила Александровича к преподаванию в Московском высшем техническом училище (МГТУ им. Н. Э. Баумана), где он делился знаниями со студентами, ведь тогда занимался улучшением качества звука на радиостанции. Бонч-Бруевич смог внедрить курс теоретической радиотехники в вузовскую практику, уделяя большое внимание лабораторным занятиям и демонстрации физической сущности процессов.

В 1929 году после объединения Центральной и Нижегородской радиолабораторий Бонч-Бруевич возглавил объединённое учреждение. Однако, работа шла тяжело, и вскоре он принял решение вернуться к педагогической деятельности и в 1930 году начал преподавать в Ленинградском электротехническом институте связи (ныне СПбГУТ), где занимал должности профессора, заведующего кафедрой теоретической радиотехники, декана радиотехнического факультета и заместителя директора института по учебной части.

Последние годы жизни Михаил Александрович посвятил изучению сверхвысоких частот и разработке технических средств для их использования. Созданная им и его учениками лампа «многокамерный магнетрон» нашла широкое применение во время Второй Мировой войны.

Бонч-Бруевич подходил к педагогической деятельности с исключительным энтузиазмом. Разработанные им учебные программы отличались высоким уровнем и оставались актуальными на протяжении 20 лет. Его учебник «Основы радиотехники» (1936) и монография «Излучение и распространение радиоволн» (1934) стали настольными книгами для многих поколений советских инженеров, а в частности и для его сына — Алексея Михайловича Бонч-Бруевича, который стал известным физиком.

М. А. Бонч-Бруевич передавал свои методы и результаты своих исследований широкому кругу людей – ученикам, сотрудникам, последователям. Он смог создать свою научную школу, к которой принадлежат многие ведущие творческие работники из различных областей науки и техники.

Михаил Александрович всегда работал с неподдельным интересом, не считаясь со временем, отдавал любимому делу все силы, забывая об отдыхе и не щадя себя. Преподаватели, сотрудники и студенты нашего университета гордятся тем, что вуз носит имя этого замечательного учёного, педагога и наставника!

Материал предоставлен КПЦ «Музей СПбГУТ» 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
10
Поделиться:
Другие новости
В мессенджере MAX создан чат-бот МФЦ 16 декабря В мессенджере MAX создан чат-бот МФЦ Штаб студенческих отрядов СПбГУТ — лучший в Санкт-Петербурге 16 декабря Штаб студенческих отрядов СПбГУТ — лучший в Санкт-Петербурге Cтартап СПбГУТ — в десятке лучших университетских проектов России 16 декабря Cтартап СПбГУТ — в десятке лучших университетских проектов России Кандидаты на пост председателя Студсовета СПбГУТ проведут дебаты 16 декабря Кандидаты на пост председателя Студсовета СПбГУТ проведут дебаты Григорий Фокин из СПбГУТ вновь вошел в список самых цитируемых ученых мира 16 декабря Григорий Фокин из СПбГУТ вновь вошел в список самых цитируемых ученых мира Студенты СПбГУТ освоили контент-анализ зарубежных СМИ по курсу на средства Фонда Потанина 16 декабря Студенты СПбГУТ освоили контент-анализ зарубежных СМИ по курсу на средства Фонда Потанина Ректору СПбГУТ объявлена благодарность за создание системы управления качеством образования 15 декабря Ректору СПбГУТ объявлена благодарность за создание системы управления качеством образования Петь, играть и отдыхать: «Новогодняя Игротека» в СПбГУТ соберет студентов и сотрудников 15 декабря Петь, играть и отдыхать: «Новогодняя Игротека» в СПбГУТ соберет студентов и сотрудников СПбГУТ развивает сотрудничество с Инженерно-технологической школой № 777 15 декабря СПбГУТ развивает сотрудничество с Инженерно-технологической школой № 777 Студенческая жизнь в традициях СПбГУТ 15 декабря Студенческая жизнь в традициях СПбГУТ Финал «Битвы роботов»: болеем онлайн! 13 декабря Финал «Битвы роботов»: болеем онлайн! Факультет СТЭД СПбГУТ — победитель «Кубка ректора 2025» 13 декабря Факультет СТЭД СПбГУТ — победитель «Кубка ректора 2025» Будущее технологий представили в СПбГУТ молодые ученые 12 декабря Будущее технологий представили в СПбГУТ молодые ученые СПбГУТ представили абитуриентам из Беларуси 12 декабря СПбГУТ представили абитуриентам из Беларуси В СПбГУТ открыта лаборатория для подготовки инженеров телеком-отрасли 12 декабря В СПбГУТ открыта лаборатория для подготовки инженеров телеком-отрасли В СПбГУТ изучили взаимодействие СССР со странами Латинской Америки 12 декабря В СПбГУТ изучили взаимодействие СССР со странами Латинской Америки Студентам СПбГУТ рассказали о Японии 12 декабря Студентам СПбГУТ рассказали о Японии Смоленск может стать Молодежной столицей России 12 декабря Смоленск может стать Молодежной столицей России Студенты и аспиранты СПбГУТ стали победителями XXVIII Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов 12 декабря Студенты и аспиранты СПбГУТ стали победителями XXVIII Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов Студент СПбГУТ победил в Финатлон.форуме с работой об умном городе 12 декабря Студент СПбГУТ победил в Финатлон.форуме с работой об умном городе