В Год педагога и наставника СПбГУТ продолжает цикл публикаций о выдающихся преподавателях, которые внесли вклад в создание системы воспитания детей и молодежи. Сегодня мы вспоминаем человека, определившего векторы развития мировой педагогической теории и практики.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) – швейцарский преподаватель, педагог-гуманист, реформатор, внесший огромный вклад в развитие мировой педагогической мысли. На протяжении всей своей деятельности Песталоцци стремился коренным образом изменить дело воспитания и образования детей.
Песталоцци родился в Цюрихе и всю свою жизнь провел в Швейцарии. Мальчик был воспитан матерью и служанкой из крестьян, что в дальнейшем пробудило в нем готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Семья жила очень бедно. Узкое окружение и редкие поездки к дедушке-пастору определили жизнь будущего преподавателя.
Большую часть своего времени Иоганн проводил за чтением книг, детские игры и шалости были для него чужды. Воспитание Песталоцци было пропитано религиозностью.
Несмотря на то, что Песталоцци так и не окончил юридический факультет университета, он на протяжении трети века возглавлял учебно-воспитательные заведения, которые также служили базой для подготовки учителей. Так он накапливал и продолжал развивать свои педагогические навыки.
Фундаментом педагогических взглядов Песталоцци является убеждение о том, что каждый человек имеет врожденный потенциал для обучения, основанный на нравственных, умственных и физических качествах человека. Следовательно, главная задача воспитания ребенка заключается в том, чтобы помочь ему реализовать этот потенциал и выбрать направление для саморазвития.
Песталоцци известен своей теорией «элементарного образования», при которой ученики изучают предметы постепенно, переходя от простого к сложному. Целью методики такого обучения являлось упрощение информации до такой степени, чтобы даже родители и дети из крестьянских семей могли успешно ей пользоваться.
Преподаватель считал, что методы воспитания должны быть основаны на труде, игре и обучении. Он призывал своих коллег и родителей воспитывать детей, основываясь на вечных законах природы. Такой подход позволял детям не только понять законы окружающего мира, но и развить свое воображение.
Методы образования швейцарского преподавателя по-прежнему актуальны. Его принципы до сих пор изучают в обязательной программе курса общей педагогики во всем мире. Образование в настоящее время основано на возможности наделения детей всеми умениями и навыками и уже давно не является простым процессом передачи знаний.
Публикации в Год педагога и наставника: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Лев Николаевич Толстой, Рафаэль Антонович Аваков, Лев Семенович Выготский.
Материал КПЦ «Музей СПбГУТ»
26 декабря
Студент СПбГУТ стал участником подкаста о гонках дронов
26 декабря
Специалисты и студенты СПбГУТ посетили ветеранов СВО в госпитале
26 декабря
Режим работы СПбГУТ в праздничные дни
25 декабря
Студенты СПбГУТ получили награды как победители чемпионата «Абилимпикс»
25 декабря
В Петербурге отметили день рождения Э. Т. Кренкеля
25 декабря
В СПбГУТ приняли новый коллективный договор
25 декабря
Поздравляем с защитой диссертации!
25 декабря
Поздравляем с защитой диссертации!
25 декабря
В СПбГУТ прошел Новый год иностранных студентов
25 декабря
Студенты СПбГУТ — участники губернаторского новогоднего бала
24 декабря
Благотворительная акция для воспитанников детских домов
24 декабря
В СПбГУТ запустили серию подкастов на тему антитеррора
24 декабря
122 года со дня рождения Эрнста Кренкеля
23 декабря
СПбГУТ — участник международного рейтинга вузов стран БРИКС
23 декабря
Сертификаты участников ПКМ 2025 готовы
23 декабря
В СПбГУТ дали «ИТ-старт» петербургским школьникам
22 декабря
Студенты СПбКТ побывали на экскурсии в Старой Ладоге
22 декабря
Хор СПбГУТ "Cantares" порадовал пожилых людей в преддверии Нового года