Продолжаем цикл публикаций в Год педагога и наставника о великих педагогах прошлого и настоящего. Сегодня мы представляем материал про Льва Николаевича Толстого.
Лев Николаевич Толстой –
Принципы преподавания Толстого были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и индивидуальности. Он считал, что истинное образование может быть достигнуто только через самопознание и самовоспитание.
Лев Николаевич был критиком традиционной школьной системы, которая, по его мнению, была ориентирована на запоминание фактов, а не на развитие мышления учеников. Он считал, что ученик должен быть активным участником обучения, а не просто слушателем. Также он критиковал и европейскую систему образования считая, что Россия не должна слепо заимствовать школьную систему с Запада, а педагогика в России может развиваться на свой собственный лад, избегая ошибок европейского образования.
Осенью 1859 года Толстой открыл школу для крестьянских детей в принадлежавшей ему Ясной Поляне. В ней велось обучение по 12 разным предметам, в том числе арифметике, чтению, географии, рисованию и пению. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Режим в учебном заведении был очень лояльным: за прогулы и неуспеваемость не наказывали, домашних заданий не было, а в классе можно было сесть на любое место. Такой распорядок в школе Лев Николаевич объяснял так: «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».
Также писатель внес огромный вклад в педагогику издав такие фундаментальные работы в области образования, как «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). До сих пор дети получают первые поэтические впечатления о жизни из произведений Толстого, включенных в его «Азбуку».
Размещенные материалы в Год педагога и наставника: 200-летие со дня рождения К. Д. Ушинского, 135-летие А. С. Макаренко.
Информация предоставлена КПЦ «Музей СПбГУТ»
Фотография: Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Public domain, через Викисклад
13 декабря
Финал «Битвы роботов»: болеем онлайн!
13 декабря
Факультет СТЭД СПбГУТ — победитель «Кубка ректора 2025»
12 декабря
Будущее технологий представили в СПбГУТ молодые ученые
12 декабря
СПбГУТ представили абитуриентам из Беларуси
12 декабря
В СПбГУТ открыта лаборатория для подготовки инженеров телеком-отрасли
12 декабря
В СПбГУТ изучили взаимодействие СССР со странами Латинской Америки
12 декабря
Студентам СПбГУТ рассказали о Японии
12 декабря
Смоленск может стать Молодежной столицей России
12 декабря
Студенты и аспиранты СПбГУТ стали победителями XXVIII Санкт-Петербургской ассамблеи молодых ученых и специалистов
12 декабря
Студент СПбГУТ победил в Финатлон.форуме с работой об умном городе
12 декабря
12 декабря — День Конституции РФ
11 декабря
В СПбГУТ пройдет День открытых дверей военного учебного центра
11 декабря
Итоги интеллектуального этапа «Время ВУЦ» 2025
11 декабря
В СПбГУТ завершается регистрации кандидатов на пост главы Студсовета
11 декабря
В СПбГУТ подведены итоги коммуникационного форума BAFO-2025
11 декабря
Историк СПбГУТ выступил на конференции о спецслужбах в годы ВОВ
11 декабря
Студенты СПбГУТ заговорят на английском благодаря English Speaking Club
10 декабря
СПбГУТ посетили представители компаний «Т8» и INDSRO
10 декабря
Расписание занятий доступно в мессенджере MAX
10 декабря
СПбГУТ представил разработку ПАК для управления БПЛА в условиях Арктики