Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиРазноеДевелоперы нового мира

Девелоперы нового мира

21 июля 2021

Продолжаем цикл публикаций, посвященный тому, как менялся процесс поступления в вузы в XIX-XX веках.

В предыдущей статье мы рассказывали про абитуриентов Российской империи. Читатели смогли узнать: откуда попало в русский словарь слово «абитуриент», какие документы необходимы были для подачи заявления в вуз, как проходили вступительные испытания, какие специальности считались самыми востребованными и многое другое.

После революции 1917 года правила приема кардинально изменились. Кто и зачем поступал в советские вузы в этот период, читайте в нашем новом материале.


После установления в Петрограде и Москве власти большевиков в октябре 1917 года страна испытывала большие трудности. Гражданская война привела к разрухе, голоду, эпидемиям, нищете. С 1921 по 1928 годы советской властью проводилась новая экономическая политика (НЭП). Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства.

Революцию в системе высшего образования провозгласил декрет Совнаркома от 2 августа 1918 г. Он отменял в Советской России вступительные испытания, плату за обучение (позже её вернули) и гендерное разделение. Документ декларировал доступ в высшие школы для всех желающих, достигших 16 лет. Однако дополнение, приписанное на нём рукой Ленина, гласило: «На первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым в широком размере будут предоставлены стипендии».

Уже в 1919 году появились рабочие факультеты. Возраст зачисляемых на рабфак был от 18 до 30 лет. Трудовой стаж не менее 3-5 лет, обязательным было членство в партии или комсомоле. Первоначально рабфаковцы учились 1-2, затем 3 года, пока не появился новый вид обучения вечерний рабфак. Такой формат стал быстро вытеснять дневной, так как многие хотели совмещать работу и учёбу. Вступительные экзамены вначале не предусматривались. Требовалось знание четырёх арифметических действий и умение удовлетворительно выражать свои мысли письменно и устно. Фактически это был уровень начальной школы. Постепенно требования повышались, и в 1926 году ввели проверку по четырём предметам: русскому языку, математике, физике и обществоведению. Интересно, что первоначально рабфаковцы переходили в вуз по командировке автоматически без выпускных и вступительных экзаменов. Количество вузов и студентов значительно возросло.

Выпускники школы-девятилетки могли поступать сразу в вуз, но их было крайне мало. При такой системе власть столкнулась с очень низким уровнем подготовки специалистов. И в 1926 году Наркомпрос пошел на расширение свободного конкурса для тех, кто окончил среднюю школу. Уже через два года эту возможность прикрыли, но вузы успели получить мощный приток более подготовленных абитуриентов.

Рабфаки были объективно нужны в качестве трамплина для поступления широких масс необразованной рабоче-крестьянской молодёжи. Однако к середине 1930-х годов, когда выросло поколение выпускников советских школ, рабфаки стали себя изживать.

Примерно 10–15% студенчества составляла партийно-комсомольская часть. Условно она делилась на «активистов», которые поступали в вузы ради карьеры (главным для них была не учеба, а общественная работа), и «академиков», которых тоже интересовала карьера, но в качестве специалистов предприятий, преподавателей и учёных. Остальные 85–90% составляли две большие группы: «мужики» и «жоржики».

«Мужики» это и есть рабоче-крестьянская часть студенчества, туда входили и рабфаковцы. Они обращались друг к другу либо «товарищ», либо на «ты», носили пролетарскую одежду, речь их была безграмотна и груба. В общежитиях могло проживать до 15 человек в одной комнате. Быт их был суровым. Но студент-пролетарий четко знал, для чего идёт в вуз. Доступными каналами вертикальной социальной мобильности были комсомол, партия, Красная армия и вуз. Они давали возможность стать начальником или специалистом.

Непролетарская молодежь, студенты из «бывших» «жоржики», как их тогда называли, обращались друг к другу на «вы» или «коллега». Многие знали по несколько иностранных языков. Одеты они были аккуратно, иногда с элементами дореволюционной студенческой формы фуражки, кокарды, мундиры и шинели. В отличие от пролетариев, которым предоставлялись места в общежитии, такие студенты жили либо в семьях, либо в съемных комнатах. За учёбу платили только непролетарские студенты. У них была частная жизнь вне коллектива. На карьеру им рассчитывать не приходилось. Высшее образование было для них больше моральной и духовной ценностью.

Несмотря на взаимную неприязнь, со временем совместная учеба в вузе сближала два этих студенческих полюса. Происходило взаимовлияние: пролетарии, посидев несколько лет в одной аудитории с «прослойкой интеллигенции», начинали одеваться аккуратнее и учиться лучше, а их антиподы перенимали пролетарский сленг и даже начинали переодеваться в толстовки или униформу рабфаковцев и комсомольцев «юнгштурмовки».

Из-за недоступности общежитий и низких доходов среди большинства студентов были распространены коммуны. Члены коммуны делили бюджет, жильё, бытовые предметы. Иногда общей была даже одежда, не говоря уже о книгах, посуде и мебели. Популярным развлечением было совместное прослушивание радио, танцевальные вечеринки. Вместо Татьяниного дня, который был запрещён, студенты отмечали 21 (8) февраля годовщину студенческих волнений 1899 года. Среди всех трудностей этого периода советские студенты ощущали себя первооткрывателями, творцами нового мира.

С 1922 года для поступления в советский вуз требовалась справка о политической лояльности, которую подписывал местный орган ГПУ-ОГПУ. Студенты заполняли подробные анкеты на 5–6 страниц с вопросами о том, чем занимался студент во время революции, служил ли в царской, Белой или Красной армиях, участвовал ли в боях, кто он по происхождению.

Начавшийся в 1929 г. период индустриализации требовал специалистов для новых отраслей промышленности. Связь была одной и приоритетных областей. Наш вуз был основан как Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС) в 1930 г. в составе Ленинградского Учебного Комбината Связи (ЛУКС), который включал еще техникум, курсы и рабфак. Первыми абитуриентами ЛЭИС были рабочие предприятий слабого тока со стажем и выпускники подготовительных курсов. В этом же году были основаны также Ленинградский текстильный институт (выделился из Ленинградского технологического института), Финансово-экономический и Ленинградский кораблестроительный институты (выделились из Политехнического института) и др.

О том, почему пошли учиться наши дедушки и бабушки, кем хотели стать шестидесятники и как они поступали в вузы, читайте в нашем следующем материале. Следите за обновлением информации на сайте и в социальных сетях.

Девелоперы нового мираДевелоперы нового мираДевелоперы нового мираДевелоперы нового мираДевелоперы нового мираДевелоперы нового мира

Информация предоставлена КПЦ «Музей СПбГУТ»

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
23
Поделиться:
Другие новости
7 побед на «Студвесне»: СПбГУТ отличился на региональном творческом фестивале 26 апреля 7 побед на «Студвесне»: СПбГУТ отличился на региональном творческом фестивале Программа стипендий: СПбГУТ и Tele2 заключили соглашение о сотрудничестве 26 апреля Программа стипендий: СПбГУТ и Tele2 заключили соглашение о сотрудничестве В Архангельском колледже телекоммуникаций почтили память Бориса Львовича Розинга 26 апреля В Архангельском колледже телекоммуникаций почтили память Бориса Львовича Розинга В СПбГУТ прошла открытая лекция от факультета социальных цифровых технологий 26 апреля В СПбГУТ прошла открытая лекция от факультета социальных цифровых технологий День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф 26 апреля День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф «Филины» из СПбГУТ получили спецприз олимпиады по финансовой грамотности 25 апреля «Филины» из СПбГУТ получили спецприз олимпиады по финансовой грамотности Подведены итоги по киберспорту на Спартакиаде студентов СПбГУТ 25 апреля Подведены итоги по киберспорту на Спартакиаде студентов СПбГУТ Преподаватели университета телекоммуникаций – на исторических чтениях 25 апреля Преподаватели университета телекоммуникаций – на исторических чтениях Знакомство студентов факультета РТС с ПКБ «РИО» 25 апреля Знакомство студентов факультета РТС с ПКБ «РИО» О проекте «Профминимум» поговорили на семинаре-совещании в СПбГУТ 25 апреля О проекте «Профминимум» поговорили на семинаре-совещании в СПбГУТ В СПбГУТ прошёл круглый стол, посвящённый развитию БРИКС 25 апреля В СПбГУТ прошёл круглый стол, посвящённый развитию БРИКС Студенты СПбГУТ проявили себя на олимпиаде «Траектория будущего» 24 апреля Студенты СПбГУТ проявили себя на олимпиаде «Траектория будущего» «Бончевцы» стали участниками патриотической акции 24 апреля «Бончевцы» стали участниками патриотической акции Студенты СПбГУТ приняли участие в V Молодёжной научно-практической конференции 24 апреля Студенты СПбГУТ приняли участие в V Молодёжной научно-практической конференции Очередное заседание ученого совета 24 апреля Очередное заседание ученого совета На факультете СЦТ завершились Дни языка и культуры 24 апреля На факультете СЦТ завершились Дни языка и культуры На «Связь-2024» СПбГУТ подписал соглашения с партнёрами 24 апреля На «Связь-2024» СПбГУТ подписал соглашения с партнёрами Присоединяйтесь к акции «Диктант Победы» в СПбГУТ! 24 апреля Присоединяйтесь к акции «Диктант Победы» в СПбГУТ! СПбГУТ – участник 36-й Международной выставки «Связь-2024» 23 апреля СПбГУТ – участник 36-й Международной выставки «Связь-2024» Студенты СПбГУТ посетили АО «Красный дельфин» 23 апреля Студенты СПбГУТ посетили АО «Красный дельфин»