8 февраля в Исаакиевском соборе прошла презентация книги «Всемирное наследие Бетанкура». Мероприятие было приурочено к 265-летию со дня рождения Августина Бетанкура – выдающегося инженера, строителя, ученого, государственного деятеля, первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения.
Книга подготовлена коллективом авторов из научных, учебных, культурных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. На презентацию были приглашены руководители вузовских музеев Санкт-Петербурга, в том числе и начальник культурно-просветительского центра «Музей СПбГУТ» Сабина Дерипаско.
Особенно ценно, что каждый музей получил от авторов по экземпляру новой книги с автографами. Этот памятный подарок займет достойное место в культурном центре университета.
Многие петербуржцы сразу вспомнят современный вантовый мост Бетанкура через Малую Неву и реку Ждановку, который соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. Этот мост является одним из самых молодых и длинных мостов Санкт-Петербурга необычной постройки.
Подробнее: https://peterburg.center/maps/most-betankura-odin-iz-samyh-misticheskih-sooruzheniy-sankt-peterburga.html
Чем прославился именитый ученый? В материале рассказываем о самых важных моментах его биографии.
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина родился 1 февраля 1758 года в богатой аристократической семье французского происхождения на испанском острове Тенерифе в городе Пуэрто-де-ла-Крус. Получил отличное домашнее образование. С 20 лет учился в Мадриде в академии изящных искусств. Одновременно изучал точные науки, механику и высшую математику в Королевском училище Святого Исидора.
В 1788 году его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который он возглавлял целых 15 лет. Здесь им была собрана богатая коллекция оригинальных образцов машин и механизмов и их описания. В 1798 году на него (совместно с часовщиком А. Л. Бреге) было возложено устройство оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом, также организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения.
Из-за политических изменений и беспорядков в Испании Августин Бетанкур отправился в Париж, где продолжил обучаться инженерным премудростям. Именно там по просьбе Александра I русский посол Иван Муравьев-Апостол пригласил ученого в Россию.
В России испанца представили императору. Они понравились друг другу, почувствовали, что близки по духу и мировоззрению, и Бетанкура приняли на службу в чине генерала, определив для него перечень задач. Началось все с фонтана «Девушка с кувшином» в Царском селе, воспетого позднее в стихотворениях Пушкина и Ахматовой.
В 1809 году по инициативе Императора и под руководством Бетанкура была организована одна из первых в Санкт-Петербурге мощных инженерных школ – Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Речь идет о Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I, первым ректором которого и был Августин Бетанкур. ПГУПС бережно сохраняет память о нем и является главным популяризатором деятельности Бетанкура в нашей стране и за рубежом.
Бетанкур оказался не только талантливым инженером и художником, но и одаренным менеджером своего времени. Он реализовал многочисленные разнообразные проекты, так как умел разглядеть талант в других людях и объединял вокруг себя математиков, ученых-механиков, строителей, архитекторов, воплощающих в жизнь его самые смелые задумки.
Августин Бетанкур создал проекты первого постоянного моста через Малую Неву, эффективной машины для очистки и углубления русла реки и, наконец, знаменитого Московского Манежа – в первую очередь безопорного деревянного перекрытия шириной 45 метров.
Одно из достижений испанского инженера – создание «Экспедиции заготовления государственных бумаг». Августин Августинович, как называли Бетанкура в России, самостоятельно продумал производство и разработал технологии. Это предприятие, сейчас АО «Гоззнак», до сих пор выпускает российские деньги и государственные бумаги.
В 1816 году Бетанкур при помощи имеющейся в его распоряжении строительной части перенес самую крупную в России Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород. Бетанкуру удалось создать лучший торговый комплекс в Европе – удобный, практичный и красивый. Сам инженер считал основание Нижегородской ярмарки главным делом своей жизни.
Но самыми известными символами пребывания испанского инженера в России являются Исаакиевский собор и Александровская колонна. Архитекторы отвечали за внешний облик, тогда как Бетанкур продумывал технологические решения, например, такие как, подъем колонн большой массы.
Августин Бетанкур за 16 лет службы в России сделал для страны очень много. Он занимался паровыми машинами, по его проектам были построены многочисленные здания и сооружения в Петербурге, Москве и других российских городах. Все эти памятники архитектуры и инженерии, созданные при участии или под непосредственным контролем Бетанкура, до сих пор служат жителям России.
Августин де Бетанкур скончался 26 июля 1824 года в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет. Памятники Бетанкуру установлены в Санкт-Петербурге и на родине инженера – в Пуэрто-де-ла-Крус.
Отчет и фотографии с памятного мероприятия представлены на официальном сайте Государственного музея – памятника «Исаакиевский собор».
Информация предоставлена КПЦ «Музей СПбГУТ»