Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

05.04.06 Экология и природопользование

Профиль Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности

Выпускающая кафедра: экологии и безопасности жизнедеятельности, факультет РТС

1. Описание программы
Магистерская программа 05.04.06 Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности имеет прикладную направленность. В качестве основного вида профессиональной деятельности выбран проектно-производственный. В качестве основных сфер трудоустройства рассматриваются проектно-изыскательские организации и природоохранные подразделения производственных предприятий реального сектора экономики.

Проектно-изыскательские организации и экологические фирмы(предприятия), выполняющие инженерные изыскания для строительства (инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геологические), разработку разделов проектной документации «Перечень мероприятия по охране окружающей среды» (ПМ ООС) и документов экологического нормирования. Содержание работы таких организаций предполагает участие в полевых исследованиях (экологических, гидрометеорологических и гидрологических, геологических и др.), инвентаризациях источников воздействия на окружающую среду на действующих предприятиях, а также камеральную обработку результатов.

Производственные предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду и осуществляющие природоохранную деятельность. Всякое предприятие реальной экономики имеет источники воздействия на окружающую среду и, согласно требованиями природоохранного законодательства, обязано иметь документы экологического нормирования и обеспечивать их соблюдение, регулярно отчитываться об объемах и составе выбросов, сбросов и отходов. В противном случае к предприятию (организации) применяются экономические и/или административные санкции. Крупные предприятия для осуществления природоохранной деятельности имеют в своем составе соответствующие структурные подразделения (отделы охраны окружающей среды и т.п.) или отдельных специалистов, причем нередко в их функции входят также вопросы охраны труда. Производственные предприятия – наиболее массовый рынок труда для выпускников экологических направлений.

Данный выбор основного вида профессиональной деятельности находит отражение в выборе учебных дисциплин, видов и объемов практик, тематике выпускных квалификационных работ.

Профессиональные стандарты, с которыми увязывается содержание ООП:
16.006 Специалист в области обращения с отходами
40.117 Специалист по экологической безопасности (в промышленности)

2. Актуальность и значимость программы

Экология сегодня – не только и не столько частная биологическая наука об условиях существования живых организмов и их взаимоотношениях с окружающей средой, сколько:
- составная часть политики и государственного управления;
- вид практической деятельности и специфический бизнес.
Профессия эколога многообразна и во многом похожа на профессии исследователя-естествоиспытателя, инженера, экономиста и юриста, причем нередко в одном лице. Реализуемая в СПбГУТ программа Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности направлена на формирование ключевых компетенций, необходимых для природоохранной работы на уровне предприятия или государственного природоохранного органа низового уровня: владение методами разработки предельно-допустимых выбросов (ПДВ), нормативно-допустимых сбросов (НДС), предельных нормативов образования отходов и лимитов размещения (ПНООЛР), и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

3. Цель программы

Целью ООП в области обучения является:
- подготовка магистра, обладающего общекультурными компетенциями на основе гуманитарных, социальных, правовых, экономических, математических и естественнонаучных знаний, позволяющих ему успешно работать в сфере экологии и природопользовании и быть конкурентоспособным на рынке труда;
- подготовка магистра, обладающего общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, которые формируют способность выполнять инженерно-экологические изыскания, разрабатывать природоохранные мероприятия при проектировании, строительстве и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, проводить экологическую экспертизу и мониторинг, обработку, анализ и синтез полевой и лабораторной экологической информации.

4. Дисциплины

Б1.Б.1 Философские проблемы науки и техники
Б1.Б.2 Иностранный язык
Б1.Б.3 Основы ландшафтного планирования
Б1.Б.4 Экологическое сопровождение проектирования
Б1.Б.5 Компьютерные технологии и ГИС в экологии и природопользовании
Б1.Б.6 Экологический консалтинг
Б1.В.ОД.1 Инженерная и компьютерная графика
Б1.В.ОД.2 Обеспечение экологической безопасности Вооруженных сил РФ
Б1.В.ОД.3 Технические процессы и производства
Б1.В.ОД.4 Природоохранные технологии
Б1.В.ОД.5 Материаловедение
Б1.В.ОД.6 Основы градостроительного проектирования
Б1.В.ОД.7 Система экологического менеджмента предприятий ИСО 14000
Б1.В.ОД.8 Методы анализа и оценки экологической обстановки
Б1.В.ОД.9 Современные проблемы экологической безопасности
Б1.В.ДВ.1.1 Региональные аспекты проектирования хозяйственных объектов
Б1.В.ДВ.1.2 Технологии работы с местным сообществом
Б1.В.ДВ.2.1 Психология управленческой деятельности
Б1.В.ДВ.2.2 Философские и психологические проблемы творчества
Б1.В.ДВ.3.1 Основы земельно-кадастрового дела
Б1.В.ДВ.3.2 Геоинформационные системы в управлении и мониторинге техногенных объектов
Б1.В.ДВ.4.1 Иностранный язык в профессиональной коммуникации
Б1.В.ДВ.4.2 Иностранный язык профессионального общения в коммерческой сфере
Б1.В.ДВ.5.1 Специальные строительные изыскания
Б1.В.ДВ.5.2 Метрология, стандартизация и сертификация

5. Руководитель программы

Стурман Владимир Ицхакович, профессор, доктор географических наук

Стурман Владимир Ицхакович, профессор, доктор географических наук.

Автор ряда учебных пособий:
Основы природопользования, Геоэкология, Оценка воздействия на окружающую среду, Экологическое картографирование.
Преподаваемые дисциплины: Экологическое сопровождение проектирования, Методы анализа и оценки экологической обстановки.

6. Техническое обеспечение (аудитории, лаборатории и пр.)

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебными планами и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, укомплектованные специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Перечень материально-технического обеспечения включает:

  • аудитории с мультимедийным оборудованием для лекционных и семинарских занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
  • компьютерные классы с выходом в Интернет и программным обеспечением по ГИС;
  • рабочие места эколога;
  • лаборатории и специально оборудованные аудитории.

Каждый обучающийся во время самостоятельной подготовки обеспечивается рабочим местом с выходом в Интернет. Обеспечивается необходимый комплект лицензионного программного обеспечения, включая УПРЗА «Эколог».

7. Темы выпускных работ

  • Методика и результаты инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геологических исследований.
  • Природопользование и экологическая обстановка в ... районе (микрорайоне), на предприятии, месторождении.
  • Количественный анализ и картографирование природопользования в регионе.
  • Составление и анализ экологических карт.
  • Количественные исследования природопользования на региональном и локальном уровне.
  • Экологические проблемы нефтедобычи (Поволжье, Предуралье, Восточная Сибирь).
  • Электромагнитное загрязнение на территории города…, района….
  • Разработка природоохранных мероприятий на … предприятии.
  • Рекультивация земель, нарушенных при проведении военных учений.
  • Совершенствование методов обращения с электронными отходами.
  • Разработка системы экологического менеджмента предприятия на основе стандарта ISO 14001 для предприятия.

8. Набор компетенций

Согласно действующего ФГОС-3+ предусматривается формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции

1. ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.
2. ОК-2. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
3. ОК-3. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

Общепрофессиональные компетенции

4. ОПК-1. Владение знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени 
5. ОПК-2. Способность применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности 
6. ОПК-3. Способность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности 
7. ОПК-4. Способность свободно пользоваться государственным языком Российской Федерации и иностранным языком как средством делового общения 
8. ОПК-5. Способность к активной социальной мобильности 
9. ОПК-6. Владение методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей 
10. ОПК-7. Способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом 
11. ОПК-8. Готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность) 
12. ОПК-9. Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 

Профессиональные компетенции

13. ПК-1. Способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
14. ПК-2. Способность творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
15. ПК-3. Владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
16. ПК-4. Способность использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
17. ПК-5. Способность разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
18. ПК-6. Способность диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития
19. ПК-7. Способность использовать нормативные документы, регламентирующие организацию производственно-технологических экологических работ и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами
20. ПК-8. Способность проводить экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществлять экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды
21. ПК-9. Способность осуществлять организацию и управление научно- исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием

9. Трудоустройство и востребованность
Поиск в интернете показывает, что в Санкт-Петербурге практически отсутствуют вакансии для экологов-исследователей, вакансии экологов-преподавателей единичны, и имеются, как минимум, десятки вакансий для экологов в сфере производства и сопровождения хозяйственной деятельности (инженер-эколог, эколог-проектировщик, специалист по обращению с отходами и т.п.).

10. Практика и стажировка
Ключевая особенность прикладной подготовки – увеличенная продолжительность производственной практики, что позволяет рассматривать практику как стажировку на предприятии. Студент на производственной практике должен быть не экскурсантом, а членом трудового коллектива. Теоретическое обучение должно подготовить к этому. Поэтому учебный процесс организован так, что всё теоретическое обучение сосредоточено на 1-м году обучения, тогда как 2-й полностью посвящен практикам: производственной, научно-исследовательской работе, преддипломной, а также написанию и защите выпускной квалификационной работе. Теоретическое обучение, практики, написание и защита выпускной квалификационной работы рассматриваются как единый процесс.