30 марта в Санкт-Петербургском университете телекоммуникаций прошла лекция Алексея Мартынова, директора по информационным технологиям компании Tele2. На встрече говорили о технологической революции, о Петербурге как родине биллинга, о возможностях профессионального роста айтишников и учебе на всю жизнь.
Алексей Мартынов рассказал студентам о развитии связи и информационных технологий с точки зрения IT-специалиста. Он напомнил: революция в IT случилась на рубеже 2000-х, когда за 5–7 лет количество абонентов мобильной связи увеличилось в 100 раз. На фоне роста транзакций абонентов и усиления конкуренции у телеком-операторов появился спрос на IT-специалистов, которые стали заниматься новыми процессами: системами продаж, биллинга и др.
«Еще через десять лет сфера IT снова стала другой. Изменилась сама пирамида Маслоу: „внизу“ появились такие „потребности“, как вайфай и уровень заряда батареи. Сегодня ваш телефон непрерывно передает данные квантами, и все это надо пересчитать. Вы спите – он работает, а айтишники „страдают“!» – пошутил Алексей.
По его словам, два технологических рывка за последние 10 – 15 лет стали причиной высокой востребованности IT-специалистов у мобильных операторов. Но и сама сфера сильно изменилась, и на рынке труда выжили самые умные и активные специалисты.
Алексей Мартынов рассказал студентам о стоимости услуг связи в России и других странах. Так, в среднем российский абонент тратит всего 300 рублей в месяц, в то время как в США месяц мобильного или проводного интернета стоит 50–60 долларов, что дороже минимум в 10 раз.
«Мы в России делаем что-то очень похожее на чудо! По сравнению с другими странами у нас одни и те же базовые станции, серверы, коммутаторы, а стоимость услуг для клиентов значительно ниже. Ответ частично дает история IT: российские сотовые операторы не могли покупать ведущие западные системы биллинга, почти все из них потребляют российский софт, пользуются биллингом, который родился в Петербурге. Наверное, это говорит о хорошей школе!» – отметил он.
На лекции речь шла о системе IT в компании Tele2. Здесь действует полный цикл разработки, тестирования и внедрения, работают горизонтальные структуры – центры компетенций. Айтишники могут расти в разных направлениях: административном, технологическом, экспертном.
Алексей Мартынов посоветовал студентам изучать технологические стеки, в рамках которых работают телеком-компании, а также руководствоваться принципом «учись всю жизнь, применяй знания и расти». По его мнению, даже самые простые процессы могут приносить исполнителю со светлой головой и золотыми руками приличную прибавку в зарплате. Он добавил, что молодые соискатели могут размещать резюме в открытых источниках, но более эффективно – обращаться прицельно к работодателю.
«В первые полгода ваша производственная эффективность будет отрицательной. Но за следующие полгода вы отработаете то, что в вас было вложено. Главное не забывать параллельно с работой учиться в институте и в принципе понять, что учиться надо всегда!» – сказал Алексей свое мнение о работающих студентах и стажерах.
На лекции обсудили вопросы импортозамещения в IT, 5G, рост IT-команд и даже роботизацию. В Tele2 дирекция по информационным технологиям уже учит сотрудников избавляться от рутинных операций. В конце встречи самые активные студенты получили призы за интересные вопросы.
Компания Tele2 – член Попечительского совета и партнер Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. В конце 2020 года стороны заключили соглашение о сотрудничестве для развития практических знаний студентов. В марте 2021 года ректор СПбГУТ Сергей Бачевский и директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин провели переговоры о запуске совместных проектов и подготовке специалистов для отрасли телекоммуникаций и IT.
Запись 1,5-часовой лекции Алексея Мартынова можно посмотреть на YouTube-канале Медиацентра СПбГУТ.
Материал подготовлен УМиР