Продолжаем публикации о том, какими были абитуриенты разных периодов истории нашей страны. В прошлом материале мы рассказали о зарождении советской системы высшего образования в 20-30-е годы ХХ века. Сегодня поговорим о послевоенном времени.
Конституция СССР 1936 года провозглашала равенство прав всех граждан на получение высшего образования, что было зафиксировано в правилах приема. Условиями для поступления в вуз были наличие законченного среднего образования и успешная сдача вступительных экзаменов. Однако с 1940 года обучение в старших классах и вузах стало платным. Понятно, что с началом войны приемные кампании проводились в условиях недостатка абитуриентов и имели свою специфику. В 1943 году все абитуриенты вузов зачислялись без вступительных экзаменов, и только при недостатке свободных мест проводились конкурсные приемные экзамены.
Сразу после войны в СССР был настоящий «образовательный бум». В период хрущёвской оттепели сталинская инициатива о платном образовании была отменена. Начали проводиться реформы, завершением которых стало принятие закона 1958 года «Об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР», который вводил обязательное восьмилетнее образование. После 8 класса происходил большой отсев претендентов на места в вузах. А учащиеся 9–10-х классов должны были по два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве.
В этот период сложился определённый порядок зачисления в вузы, который, пережив некоторые изменения, просуществовал в СССР до конца 1980-х годов. Установленные с 1956 года правила приёма разделили всех абитуриентов на три категории.
Первую категорию составляли лица, зачислявшиеся без вступительных экзаменов, такие, например, как участники Великой Отечественной войны, золотые медалисты и получившие аттестаты об окончании средней школы с отличием.
Вторая категория включала тех, кто подлежал внеконкурсному зачислению при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки. Такая категория абитуриентов чаще других подвергалась изменениям по льготам. В 1956–1963 годах это были лица, имеющие стаж производственной работы не менее двух лет, а также демобилизованные из Советской армии и Военно-морского флота. В 1960–1964 годах льготы получили лица, командированные промышленными предприятиями, колхозами и совхозами. Эти абитуриенты по объективным причинам отставали по уровню знаний от выпускников школ, были, как правило, старше их, но попадали с бывшими школьниками на один курс, что приводило к определённым трудностям в обучении такого смешанного коллектива.
И, наконец, к третьей категории принадлежало большинство абитуриентов – их зачисление происходило на основе конкурсного отбора. Также учитывались оценки из аттестата по профилирующим предметам, наличие похвальных грамот, заслуги в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивные достижения и др.
С 1959 года обязательным требованием к абитуриентам являлось предоставление положительных характеристик и рекомендаций от партийных, профсоюзных, комсомольских организаций или с мест работы. Все эти организации занимались идеологической и воспитательной работой, неусыпно следили за дисциплиной и успеваемостью. Независимо от выбранной специальности, всем без исключения приходилось изучать марксистско-ленинскую философию, в которую мало кто из студентов по-настоящему вникал. Следует отметить, что, в соответствии с плановой экономикой того времени, на один творческий вуз приходился десяток инженерно-технических.
Студенческая молодежь имела возможность получать хорошие знания по востребованным специальностям, проходить полноценную практику на предприятиях, чтобы потом работать по обязательному распределению в разных уголках страны. А ещё во время учёбы студенты могли работать в стройотрядах, заниматься наукой, спортом и другими направлениями в студиях, секциях и кружках. Лоботрясы и нарушители дисциплины быстро «вылетали» из вузов, надолго испортив себе репутацию. Жизнь студентов-«шестидесятников» была очень скромной в материальном плане, но полной оптимизма и насыщенной событиями. Позже их назовут поколением «физиков и лириков», которое сформировало новый класс – советскую интеллигенцию. Они испытывали те же трудности, что и предыдущие поколения: нехватка мест в общежитиях, времени и денег: многие совмещали учебу и работу. Но при этом они много читали, увлекались поэзией, кино, весело проводили свободное время.
В нашем вузе до сих пор работают выпускники ЛЭИС 60-х. Это дети победителей в Великой Отечественной войне. Их отцы прошли жесточайшие испытания и одержали Победу, освободили от фашизма не только свою страну, но и многие государства и народы, что не могло не повлиять на мораль и нравственность этого поколения.
Послевоенная молодежь радовалась мирной жизни, жаждала новых открытий, верила в светлое будущее и жадно впитывала всё новое. Абитуриенты хотели стать инженерами, врачами, учителями, космонавтами. Полёт первого человека в космос в 1961 году в СССР стал для многих беспрецедентным стимулом для получения высшего образования, которое должно было не только помогать личной реализации, но и обязательно служить на благо отечества.
Но в это же самое время многие образованные молодые люди чувствовали и осознавали противоречия советского общества. Большинство из них принимало все условия политической системы и работало на неё. Были и те, кто в условиях мнимой свободы, ощущая на себе давление этой системы, становились диссидентами. Своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения явилась, например, субкультура стиляг. Но абсолютно все свидетели того времени с ностальгией вспоминают качественное советское образование и шутят о том, что каждый школьник в СССР знал историю Древней Греции лучше самих греков. Зачем? Это уже другой вопрос.
В 1958 г. корреспонденты американского журнала «Life» проводили интересный эксперимент по сравнению систем школьного образования в СССР и США. Они в течение месяца следили за учебой и внешкольным времяпрепровождением 16-летних юношей –Алексея Куцкова из Москвы и его ровесника Стивена Лапекаса из Чикаго. В итоге журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел своего американского ровесника в образованности на 2 года. Это резюме, подкрепленное доказательствами, которые собрали авторы репортажа за месяц пребывания в СССР, вызвало большой общественный резонанс и желание у американцев реформировать систему образования в США. Спустя 50 лет после этих событий российское образование подверглось серьезным изменениям и вышло на новый уровень.
Подробно о жизни студентов ЛЭИС 50-60-х годов вы можете узнать из передачи Радио Бонч «На юбилейной волне» (выпуск №3).
О том, как поступали в институты и университеты на закате советской эпохи, что отличало 80-е, а что оставалось неизменным, читайте в нашей следующей статье.
Информация предоставлена КПЦ «