Цикл публикаций об образовании разных периодов истории нашей страны завершает статья об учебе в последние годы существования СССР.
Высшее образование и студенческая романтика привлекали всегда. Люди, которые учились в вузах в советское время, с ностальгией вспоминают свою студенческую жизнь, несмотря на то, что были строгие устные и письменные экзамены, требовался большой объём знаний, а жизнь была полна трудностей.
Какой была учеба в последние годы существования СССР, и почему люди вспоминают ее с восторгом?
При поступлении был конкурс: в престижные вузы очень большой, но и в менее популярные - до 20 человек на место. Труднее всего было поступить на медицину, журналистику, юриспруденцию. Большой конкурс всегда был и в творческие вузы.
Студентам, сдавшим сессию без троек, платили стипендию 40-50 руб. при средней заработной плате тогда в 120-150 руб. в месяц. Проживание в общежитии стоило дёшево, студенты имели льготный проезд на всех видах транспорта, включая самолёты, плюс можно было получить студенческие талоны на питание, путёвку в профилакторий или отдохнуть на бесплатных летних базах.
Советская система высшего образования была бесплатной, старалась соответствовать потребностям молодёжи, но больше старалась служить государству. В связи с этим активное развитие получали технические вузы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов. Делался упор на дисциплину и фундаментальность, своевременность знаний. Не сдавшие сессию студенты отчислялись без поблажек. Те, кто смог окончить вуз хорошо, получали удачное распределение. Это был наиболее благоприятный период для отечественного студенчества, но сама система начинала буксовать в связи с назревшими проблемами в экономике и политике.
Минусом советской системы высшего образования можно назвать то, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жёсткими рамками идеологии. Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов). Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовке специалистов в некоторых нетехнических областях.
Распад СССР сильно повлиял на систему образования в целом. В 1992 году был принят новый закон «Об образовании», сделавший обязательной 9‑классную систему образования, а в 10 классе — конкурсный отбор.
1990‑е были периодом экспериментов и инноваций. Появлялись профильные классы, привязанные к какому-то конкретному вузу (так что выпускные экзамены одновременно были вступительными), создавались негосударственные вузы, вступительные экзамены стали различаться. Говорить о какой-то единой системе поступления того периода сложно.
Во многом из-за этого правительство решило разработать Единый государственный экзамен. С 2000‑х годов его тестировали в разных регионах России, а в 2009 году он стал обязательным для всех выпускников школ. За прошедшие 22 года ЕГЭ довольно сильно изменился и отличается от тестов, которые сдавали в начале 2000‑х.
Так или иначе, вот уже почти 200 лет российские школьники мечтают стать студентами лучших вузов, сдают выпускные экзамены, волнуются, готовятся, учат, поступают.
Быть студентом - значит строить свое будущее!
Предыдущие материалы:
Информация предоставлена КПЦ «