Героиня проекта «Полчаса с выпускником» – Галина Григорян, выпускница факультетов МТС (ИКСС) и ГФ (СЦТ), начальник Управления маркетинга и рекламы СПбГУТ. Она работает в университете уже 15 лет, не устаёт признаваться ему в любви и мечтает, чтобы её дети учились именно здесь.
В интервью Галина рассказывает, как превратилась из инженера в коммуникатора, рекомендует тратить время с пользой и делится тем, что ею движет – делать проекты, благодаря которым молодые люди выбирают своё будущее.
– Как вы попали в «Бонч»?
– У меня была специальная школа с углублённым изучением некоторых предметов. В старших классах я ходила в Пушкине на курсы по телекоммуникационным технологиям – мы получали технические знания, нам рассказывали, как появлялся интернет, что такое протоколы TCP/IP. Мне было интересно. Но поступать я планировала в университет МВД на психолога-криминалиста. Долго ходила на курсы, проходила военные комиссии. Оказалось, что для поступления надо собрать безумное количество документов, а у меня папа военный, и мне надо было искать документы за прошлые годы в разных городах. Я в процессе передумала поступать туда… Знакомый посоветовал мне университет телекоммуникаций. Я зашла и была приятно удивлена университетом, тёплым приемом комиссии, красотой центра города. Было ощущение, что тебя тут встречают, ждут! Сдавать экзамены было страшно, так как я готовилась к химии, русскому и истории, а здесь надо было сдавать физику, математику и русский. Но я попробовала и поступила! Выбрала факультет многоканальных телекоммуникационных систем – здесь учили инженеров, которые обеспечивают связь.
– Каким был университет в 2003 году, в год вашего поступления?
– Я всегда думала, что вуз потрясающий! Гражданский университет в центре, на Мойке, 61 – всё это вместе! Сколько у нас было гостей, мероприятий! День первокурсника проходил как отдельный праздник на внешних площадках. Я до сих пор помню, кто выступал на праздниках.
– А как вы провели студенческие годы?
– Мои студенческие годы были активными. Это и студенческий совет, и газета «Связист» – мы организовывали много мероприятий, проводили опросы. Я очень благодарна тому, что попала в студенческий актив – у нас были Дни факультета, выездные школы актива. Мы боролись за права студентов так, как мы это понимали, встречались с ректором от имени студсовета. Помню, у нас была идея снизить стоимость проживания в общежитиях! А благодаря «Связисту» началась моя карьера – я подключилась к Управлению общественных связей благодаря Вере Алексеевне Ачкасовой [ранее – заведующая кафедрой связей с общественностью и русского языка СПбГУТ, сегодня – профессор, доктор политических наук, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ].
– Вы окончили в «Бонче» сразу два факультета – МТС и ГФ, военную кафедру, а в этом году поступили в аспирантуру. Почему вы решили так много учиться? Что вами движет?
– Как говорит моя мама: «Опять!» (смеётся). У меня была уникальная возможность учиться сразу на двух факультетах – это было параллельно, очень удобно. Днём ты учишься на первом высшем, вечером – на втором. Мне кажется, это здорово, и я бы сейчас вернулась в те времена. Я уже работала в общественных связях и пошла учиться этому. Почему аспирантура? Я соскучилась по учёбе. Наверное, я не совсем гуманитарий и не совсем технический специалист. Мне нравится и то, и другое – и точные науки, и гуманитарные. Мне нравится коммуникация. Сейчас решила заняться наукой, позаниматься своей темой – есть возможность совместить аспирантуру с работой.
– Как всё-таки получилось, что будущий инженер превратился в профессионального коммуникатора – руководителя Управления маркетинга и рекламы университета?
– Наверное, благодаря газете «Связист». В студенческие годы мы активно работали в газете: бегали, писали, искали… Мне понравился момент общения с людьми, коммуникация с людьми, и уже на третьем курсе меня пригласили на работу в Управление. Я продолжила работать в коммуникационном секторе. В моём случае я сначала работала, получала практический опыт, а потом пошла учиться этой профессии на второе высшее.
– Что вам больше всего нравится в работе?
– Мне в моей работе нравится всё! Можно придумать и реализовать что-то интересное – абсолютно любые идеи и проекты! И посмотреть, что получится в итоге, как это работает, какие будут результаты. Можно всё что угодно, ты в целом ничем не ограничен. Можно найти финансы, спонсоров, реализовать проекты. И плюс коммуникация. Мне всё это нравится! Приятно, когда видишь благодарные глаза.
– Расскажите, пожалуйста, о проекте, которым вы гордитесь, который запомнился больше всего.
– Таких проектов много. Мне нравятся наши проекты, связанные с профориентационной работой. Люблю Всероссийский фестиваль студенческих медиаработ «РеПост!» – я им очень горжусь. Мы с ним даже попали в номинацию престижной премии WSIS конкурса ООН, до этого – выиграли грант Всероссийского конкурса молодежных проектов. Каждый год мы организуем очень хорошую образовательную программу для участников фестиваля. Мне нравится, когда студенты сдают работы, получают практический опыт, участвуют в образовательной программе, где выступают журналисты, профессионалы, медийные личности, которым есть чем делиться. Мне этот проект ближе всего.
– Помимо управленческой работы вы достаточно много преподаёте на кафедре социально-политических наук. Преподавать студентам в 21 веке – это сложно? Какими качествами надо обладать?
– Да, преподавать сложно, потому что надо быть очень современным преподавателем. Сейчас всё доступно: вебинары, инфокурсы, марафоны, и студенты считают, что они всё знают, что они уже готовые специалисты. Преподавателю надо держать баланс – рассказывать и о Котлере [основоположник теории маркетинга с мировым именем], и о Халилове [современный российский интернет-маркетолог], знакомить студентов как с научной литературой, научными работами, так и с актуальной публицистикой. Направлять студентов к правильным источникам, учить анализировать информацию в интернете. Думаю, умение держать баланс относится сейчас к обучению любой профессии. При этом мир меняется, и мы не можем не использовать инстаграм, телеграм и все современные каналы продвижения. Не принимать это – глупо, об этом тоже надо говорить.
– Как вы успеваете жить и работать, быть мамой двоих детей? Есть ли у вас лайфхаки по тайм-менеджменту, которыми можно поделиться?
– Если раньше я старалась всё запомнить, то сейчас главный лайфхак для меня – успеть записать информацию в телефон, в записную книжку, в приложение. Это могут быть задачи, мысли, идеи. Главный для меня лайфхак – успеть записать. Запишите сразу! Для меня это работает. Даже на совещаниях пишу себе в заметки в телефоне. Сейчас такое информационное поле, такое количество каналов, что заходишь и забываешь, что хотел. Ватсап, почта, телеграм – это вносит сумбур, поэтому у меня есть заметки. Глобальные планы записываю в определённую заметку, которую потом помечаю «сделано».
– Что бы вы пожелали университету, который в этом году отметил 91 год с момента основания? Студентам, выпускникам?
– Студентам, конечно, учиться, не откладывать учёбу! Если ты пришёл на пару, будь добр – сиди слушай внимательно преподавателя, потрать время. Выпускникам желаю быть уверенными, не бояться сложностей! Требования в вакансиях могут показаться сложными, но надо рискнуть и пойти работать.
Университету любимому я хотела бы пожелать, чтобы он был таким же потрясающим всегда, чтобы сохранял и приумножал свои успехи! Я мечтаю, чтобы мои дети тут учились. Я бы этого хотела.
– Это большое доверие.
– Безусловная любовь к университету! Здесь действительно очень профессиональные педагоги, интересная учёба и внеучебная деятельность. И современный корпус, какой есть не у всех. Даже когда я училась, у нас не было такого оснащения, как сейчас.
– То есть в другом вузе вы себя не представляете.
– Нет. У меня маниакальная любовь к университету! Он ведь и был всегда университетом поколений. Я была, наверное, одной из тех в нашей группе, кто пришел случайно, а все вокруг были связистами в нескольких поколениях. «Бонч» – семейный университет, здесь особая обстановка, традиции, уют. Это не просто слова – люди учатся здесь поколениями! А у меня родители в других областях работали – военной и медицинской, а я – инженер.
– Поддерживаете ли вы контакты с другими выпускниками?
– Общаюсь больше с теми, с кем училась на втором высшем, и с ребятами из студенческого совета. Мне бы хотелось, чтобы Ассоциация выпускников функционировала более активно, чтобы были выдающиеся выпускники, новые лица, которые приносили бы нам новые возможности. Сейчас с одним из своих одногруппников с первого высшего я поступила в аспирантуру, хотя после выпуска прошло уже много лет. Это было удивительно.
– Расскажите ещё о проектах этого года. Какие главные задачи вы ставите перед собой на конец года?
– У нас есть интересные проекты, хотя мы находимся в сложном положении из-за ситуации с коронавирусом. В конце ноября мы планируем провести закрытие чемпионата по искусственному интеллекту и экспертную форсайт-сессию. В декабре будет финал фестиваля «РеПост!». Мы хотели провести его в очном формате, но из-за ограничений будем работать в онлайне. Сейчас идёт регистрация участников, есть ребята, которые с нами уже не первый год. Кстати, фестиваль «РеПост!» пройдёт у нас в пятый раз, будет юбилейным.
– Вы могли бы дать студентам карьерные рекомендации?
– Надо рискнуть и пойти туда, где ты мечтаешь работать, а не просто туда, куда могут взять. Надо участвовать в научных, студенческих мероприятиях, тренироваться. Кажется, что ты многое знаешь, но на деле, в период многозадачности, работать бывает сложно…
Советую осваивать прикладные программы: фотошоп, иллюстратор, создание чат-ботов и так далее. PR-специалистам это пригодится – например, надо знать, из каких цветов состоит логотип твоей компании, чтобы общаться, например, с дизайнером, грамотно ставить задачи. Надо уметь пользоваться цифровыми технологиями, онлайн-курсами и книгами, состоять в сообществах, следить за рынком. Надо быть ближе к практикам – мы и к себе берём ребят на практику. Всё это стоит делать не для бумажки, а для себя – проявлять инициативу, посвящать время тому, чтобы узнать что-то новое.
Материал подготовлен УМиР