Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиРазноеДороге жизни – 80 лет

Дороге жизни – 80 лет

22 ноября 2021

В эти дни мы вспоминаем события 80-летней давности, то, что навсегда останется в памяти не только потомственных ленинградцев,  но и в сердце каждого, кто знает правду о Великой Отечественной войне.

22 ноября 1941 года  первая автоколонна 389-го отдельного автомобильного батальона капитана Василия Порчунова начала движение по Дороге жизни.

Дорога жизни — единая коммуникация, включавшая в себя водную, ледовую, воздушную трассы через Ладожское озеро, а также железнодорожные и шоссейные дороги, связывающие Ленинград с Ладогой, а Ладогу со всей страной. И основной составляющей этого комплекса была Ладога.

Сильные морозы, ударившие в Ленинграде и области в ноябре 1941 года, позволили к лишённому всех коммуникаций городу проложить спасительную дорогу, связавшую его с незанятой гитлеровцами территорией. 12 ноября на тонкий ладожский лёд вышли гидрографы Балтфлота, чтобы исследовать скорость намерзания ледяного покрова между ленинградским берегом и Большой землёй.

С 15 по 19 ноября 12 групп вели обследование установившегося льда. 19 ноября добытые результаты доложили в штаб Ленинградского фронта, и вскоре командующий генерал-лейтенант Михаил Хозин подписал приказ «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро».

Когда над Ленинградом нависла угроза полного окружения, продовольствия оказалось катастрофически мало. Фактически город всегда снабжался «с колёс», а Бадаевские склады с продовольствием сгорели 8 сентября 1941 года, в день начала блокады. Тогда внимание  руководства всех рангов  было обращено к Ладоге.

Первая военная навигация 1941 года для Ладожской флотилии завершилась 29 ноября. Уже до этого корабли с трудом пробирались через льды. С 20 ноября 1941-го по рабочим карточкам стали выдавать 250 граммов хлеба на день, а по остальным — 125 граммов. Бойцу на передовой полагалось 500 граммов в день, а в тыловых частях — 300. В декабре иссякли запасы крупы и овощей.

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги!».

Эти строки Ольга Берггольц посвятила дороге через Ладогу. На Ладоге зимы свирепые. Постоянные ветры гонят снег по открытому пространству, наметая сугробы, которые не преодолеть автомобилю (в основном были ЗИСы, легендарные полуторки). Январь 1942 года на Ладоге оказался исключительно суровым: ветер 9 - 12 баллов, пурга, тридцатиградусный мороз. Разыгравшаяся стихия по-своему перекраивала трассу. И тогда весь личный состав Дороги жизни поднимался по тревоге. Все, несмотря на занимаемую должность, брали лопаты, они были непременным атрибутом экипировки. Таков был приказ начальника дороги генерал-майора интендантской службы Афанасия Шилова и бригадного комиссара Иосифа Шикина. Без ведома пограничников никто не мог появляться на льду. Отряды боевого охранения днём и ночью контролировали местность, уходя на лыжах 10—15 километров от побережья.

Гитлеровское командование хорошо понимало важность трассы, её значение для Ленинграда и войск фронта, и  сразу же нацелило на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать её из Шлиссельбурга. «Юнкерсы», «Хейнкели», «Мессершмитты», «Дорнье» днём и ночью бомбили, обстреливали трассу из пушек и пулемётов, охотились не только за колоннами, но и за отдельными машинами. За период действия дороги над Ладогой защитниками Ленинграда было сбито свыше 500 самолётов противника.

За  пять месяцев 1941—1942 годов по некоторым подсчетам в осаждённый город  было переправлено две тысячи вагонов различных грузов, 85 танков, большое число другой боевой техники, а из города эвакуированы 3700 вагонов промышленного оборудования, произведения искусства, 514 тысяч жителей, 35 тысяч раненых. В середине марта 1942 эвакуировали сотрудников нашего вуза (тогда ЛИИС) и их семьи. Движение по трассе прекратилось 21 апреля 1942 года. Вопрос о сдаче города уже был снят с повестки дня.

Вот, что вспоминал об эвакуации Георгий Николаевич Фурсей, недавно ушедший от нас почетный профессор СПбГУТ: «Меня эвакуировали по Ладожскому озеру, когда вывозили детей. Я был в таком состоянии, что и не выжил бы, не выдержал бы голода. У меня опухли ноги, и авитаминоз был жутчайший – все то, что обычно бывает, когда отсутствует пища.

Дорогу я помню. Ехали ночью с потушенными фарами, потому что бомбили непрерывно и обстреливали. Ехали в фургоне, обшитом фанерой, и ночью этот фургон врезался в крыло сбитого самолета. Фанерный верх нашего фургона снесло. Потом было очень холодно. У меня так замерзли ноги, что мне их чуть не ампутировали, когда приехал.

Люди вели себя мужественно… Не знаю, как это передать. Помню, что в годы войны не было никакого злобства у людей. Они помогали друг другу на каждом шагу».

Каждый рейс был трудным, опасным и нужным. Вот воспоминания одного из участников тех событий — генерал-лейтенанта Андрея Петровича Козлова: «1 мая 1942 года каждый ленинградец получил поллуковицы. И никто тогда не знал предыстории этой выдачи. А она заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

По льду одна за другой катили волны. Слой воды превышал сорок сантиметров. Самые отважные ладожские шофёры уже не рисковали отправляться в рейс, который мог стать последним. В 12 часов 21 апреля 1942 года ледяную трассу, пять месяцев верно служившую Ленинграду, закрыли. А на другой день Шикину позвонил Жданов. На восточном берегу Ладоги находились шестьдесят пять тонн репчатого лука, остро необходимого ленинградцам, пережившим тяжёлую блокадную зиму. Член Военного совета просил переправить этот бесценный груз в город.

Весть о просьбе Жданова распространилась с быстротой молнии. Закипела работа. Каждый, кто трудился на Дороге жизни и заботился об общем деле как о своём собственном, искал наиболее лучшего решения непомерно трудной задачи.

У берега уже была открытая вода. Решили до кромки льда перекинуть деревянный настил. Одним из первых на залитый водой лёд перешёл Шикин. Кто-то из командиров попытался отговорить его, но бригадный комиссар так посмотрел на него, что тот сразу осёкся.

Вначале мешки с луком везли на машинах, с которых сняли дверцы, чтобы можно было выпрыгнуть из кабины в случае, если она провалится под лед, далее на санях, а под конец несли на плечах по пояс в ледяной воде. Увлекая других, впереди шли политработники, коммунисты. Люди навсегда должны запомнить этот беспримерный подвиг героев Ладоги. Он был совершен 23 и 24 апреля 1942 года. С трассы Шикин вернулся, когда последний мешок лука был доставлен на западный берег и отправлен в Ленинград».

О значении Дороги жизни в обороне Ленинграда, о героизме её личного состава в нашей стране знал каждый. Надо, чтобы и сегодня подвиг людей, переживших все ужасы войны, служил примером мужества и благородства для будущих поколений.

По материалам статьи В. Кулинченко.

Фотографии и карты взяты из открытых источников.

9 ноября 2021 г. на 71-м году жизни  скончался Николай Миронов, создатель проекта «Водители Дороги жизни». О его смерти сообщили пресс-службы музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и музея "Кобона: Дорога жизни" в социальной сети «ВКонтакте». Потомственный житель деревни Кобона Николай Николаевич Миронов на протяжении многих лет занимался поиском шоферов, работавших на ледовой Дороге жизни. Он составлял поименные списки и собирал фотографии. В картотеке Миронова собраны данные более чем о десяти тысячах человек, работавших на ледовой трассе, – водителях, моряках, медицинских работниках, регулировщиках, грузчиках – всех, кто героическим трудом на Ладожском озере спасал Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Николай Миронов собрал более семи тысяч фотографий, несколько лет активно сотрудничал с музеем «Кобона: Дорога жизни». Недавно он передал музею свою бесценную базу. Светлая память!

Дороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 летДороге жизни – 80 лет

Материал предоставлен КПЦ «Музей СПбГУТ»

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
17
Поделиться:
Другие новости
Преподаватели факультета ЦЭУБИ рассмотрели современные подходы к управлению ИТ-услугами 28 марта Преподаватели факультета ЦЭУБИ рассмотрели современные подходы к управлению ИТ-услугами Историки СПбГУТ вновь стали участниками эфира «Радио России – Санкт-Петербург» 28 марта Историки СПбГУТ вновь стали участниками эфира «Радио России – Санкт-Петербург» Проректор СПбГУТ представил разработки вуза на конференции в «Экспофоруме» 27 марта Проректор СПбГУТ представил разработки вуза на конференции в «Экспофоруме» В СПбГУТ состоялась открытая лекция к юбилею Российской академии наук 27 марта В СПбГУТ состоялась открытая лекция к юбилею Российской академии наук Поздравляем с защитой диссертации! 27 марта Поздравляем с защитой диссертации! Противодействие вербовке в террористическую организацию 27 марта Противодействие вербовке в террористическую организацию СПбГУТ открыл двери Совету старшеклассников Невского района 26 марта СПбГУТ открыл двери Совету старшеклассников Невского района Студенты факультета ЦЭУБИ выступят в финале олимпиады по финансовой грамотности 26 марта Студенты факультета ЦЭУБИ выступят в финале олимпиады по финансовой грамотности Студенты СПбГУТ стали стипендиатами ИТ-компании Selectel 25 марта Студенты СПбГУТ стали стипендиатами ИТ-компании Selectel До 31 марта – приём заявок на конкурс студенческих работ по направлению «Разработка «Bonch.Tech-2024» 25 марта До 31 марта – приём заявок на конкурс студенческих работ по направлению «Разработка «Bonch.Tech-2024» Итоги заседания комиссии по переводу обучающихся с платного на бесплатное 25 марта Итоги заседания комиссии по переводу обучающихся с платного на бесплатное 23 марта Обращение администрации СПбГУТ СПбГУТ представил программу развития вуза в конкурсе «Приоритет-2030» 22 марта СПбГУТ представил программу развития вуза в конкурсе «Приоритет-2030» Международный праздник весны Навруз объединил «бончевцев» 22 марта Международный праздник весны Навруз объединил «бончевцев» В Санкт-Петербурге завершился чемпионат «Профессионалы». СПбКТ – в числе участников 22 марта В Санкт-Петербурге завершился чемпионат «Профессионалы». СПбКТ – в числе участников Из Петербурга с любовью: в СПбГУТ показали премьеру сериала «Всё ОК» 22 марта Из Петербурга с любовью: в СПбГУТ показали премьеру сериала «Всё ОК» СПбГУТ проверит знания иностранных абитуриентов 22 марта СПбГУТ проверит знания иностранных абитуриентов Преподаватель СПбКТ – спикер тренировочных сборов чемпионата профмастерства 22 марта Преподаватель СПбКТ – спикер тренировочных сборов чемпионата профмастерства СПбГУТ продолжает исследование экономики предприятий целлюлозно-бумажной промышленности 21 марта СПбГУТ продолжает исследование экономики предприятий целлюлозно-бумажной промышленности В СПбГУТ открылась Школа будущего магистранта 21 марта В СПбГУТ открылась Школа будущего магистранта