Вопрос/ответ EN
Вопрос/ответВопрос-ответ Вопрос/ответЧасто задаваемые вопросы Обращения граждан Телефонный справочник
+7 (800) 550-41-72 Телефон горячей линии
+7 (812) 326-31-63 Многоканальный телефон
Россия, 193232, Санкт-Петербург,
пр. Большевиков д.22, к.1
rector@sut.ru
НовостиРазноеГод педагога и наставника: Лев Семенович Выготский

Год педагога и наставника: Лев Семенович Выготский

1 июня 2023

В День защиты детей и в Год педагога и наставника мы вспоминаем еще одного отечественного ученого, связавшего две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

Лев Семенович Выготский (17.11.1896 – 11.06.1934) – советский психолог, исследователь особенностей детского развития, основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.

Лев Семенович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевелся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учебу на историко-философском факультете Московского университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования. 

Молодого ученого заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссером Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников – молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии.

Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития.

Многие свои идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей.

Этот проект был в чем-то успешен, в чем-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нем школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития.

С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулеза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии.

ВКЛАД В НАУКУ

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, Лев Выготский пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и, обязательно, на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, нет конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

ОТКРЫТИЯ ЛЬВА ВЫГОТСКОГО

«Зона ближайшего развития»

Обучать – еще не значит развивать. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребенок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Границы зоны ближайшего развития у каждого ребенка свои. Задача педагога – определить эти границы для каждого ребенка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться.

«Воспитание и обучение неразделимы»

Личность – это не врожденное, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека. Учась читать и писать, дети учатся мыслить. Взаимодействуя с другими детьми и взрослыми, ребенок совершенствуется в коммуникации, эмпатии и становится личностью.

«Атмосфера сотрудничества»

Чтобы ребенок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребенке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований.

«Коррекционная педагогика»

В середине 1920-х годов Лев Семенович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать.

«СЕКРЕТЫ» ВОСПИТАНИЯ

  • Достоинства есть у всех детей
  • Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх
  • Давайте ребенку почувствовать себя важным и уважаемым
  • Можно превратить слабые стороны ребенка в сильные
  • Капризы – не прихоть, а проявления проблем
  • За игрой можно всему научиться
  • Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас
  • Позднее развитие так же плохо, как и раннее

Публикации в Год педагога и наставника: Константин Дмитриевич УшинскийАнтон Семенович МакаренкоЛев Николаевич ТолстойРафаэль Антонович Аваков.

Год педагога и наставника: Лев Семенович Выготский

Материал подготовлен УВСР и КПЦ «Музей СПбГУТ»

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
13
Поделиться:
Другие новости
20 апреля – День донора в России 19 апреля 20 апреля – День донора в России СПбГУТ и «Бюро 1440» провели переговоры о сотрудничестве 19 апреля СПбГУТ и «Бюро 1440» провели переговоры о сотрудничестве «День донора» объединил более 200 человек 19 апреля «День донора» объединил более 200 человек СПбГУТ примет участие в международной выставке «Связь-2024» 19 апреля СПбГУТ примет участие в международной выставке «Связь-2024» В актовом зале СПбГУТ чествовали финалистов чемпионата «Профессионалы» 19 апреля В актовом зале СПбГУТ чествовали финалистов чемпионата «Профессионалы» Ректор СПбГУТ получил благодарность Росприроднадзора за поддержку экопремии 19 апреля Ректор СПбГУТ получил благодарность Росприроднадзора за поддержку экопремии СПбГУТ принял участие в форуме по управлению интернетом RIGF 2024 18 апреля СПбГУТ принял участие в форуме по управлению интернетом RIGF 2024 Дневник Спартакиады «Здоровье – 2024»: шахматы и стрельба 18 апреля Дневник Спартакиады «Здоровье – 2024»: шахматы и стрельба Отдел аспирантуры и докторантуры провёл День открытых дверей 18 апреля Отдел аспирантуры и докторантуры провёл День открытых дверей Команда СПбКТ – призёр «Космического квиза» 18 апреля Команда СПбКТ – призёр «Космического квиза» В СПбГУТ прошёл учёный совет в честь 5-летия института магистратуры 17 апреля В СПбГУТ прошёл учёный совет в честь 5-летия института магистратуры Камерный хор "Cantares" СПбГУТ – лауреат всероссийского конкурса вокалистов 17 апреля Камерный хор "Cantares" СПбГУТ – лауреат всероссийского конкурса вокалистов «"Бонч" говорит на множестве языков»: итоги Недели иностранных языков 16 апреля «"Бонч" говорит на множестве языков»: итоги Недели иностранных языков Иностранные студенты СПбГУТ узнали историю освоения космоса 16 апреля Иностранные студенты СПбГУТ узнали историю освоения космоса СПбКТ – в числе призёров конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях» 16 апреля СПбКТ – в числе призёров конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях» В СПбГУТ подвели итоги участия в «Демо-дне» ИЦК «Спутниковая связь» 15 апреля В СПбГУТ подвели итоги участия в «Демо-дне» ИЦК «Спутниковая связь» Работники СПбГУТ метнули дротики на Спартакиаде «Здоровье» 15 апреля Работники СПбГУТ метнули дротики на Спартакиаде «Здоровье» Доцент кафедры ИКС выступила с докладом на симпозиуме СПбГУ 15 апреля Доцент кафедры ИКС выступила с докладом на симпозиуме СПбГУ Студентка факультета ЦЭУБИ выступит в финале конкурса «Качество будущего» 15 апреля Студентка факультета ЦЭУБИ выступит в финале конкурса «Качество будущего» 13 апреля – 90 лет со дня завершения операции по спасению «челюскинцев» 12 апреля 13 апреля – 90 лет со дня завершения операции по спасению «челюскинцев»